Читать всей семьёй - это здорово!

Акция "Семейные чтения"

С 15 по 20 мая 2023 года в учреждениях общего среднего образования пройдет акция «Семейные чтения», приуроченная ко Дню семьи, цель которой – способствовать формированию у учащихся интереса к книге и чтению через возрождение семейного чтения.

Рекомендации по организации и проведению акции «Семейные чтения», приуроченной ко Дню семьи, размещены на национальном образовательном портале https://adu.by/images/2023/05/semejnye-chteniya-rekomendatsii.pdf







Книги, которые должен прочитать каждый

«Книги, которые должен прочитать каждый» – 100 произведений, необходимых для понимания себя и друг друга. Это не просто список «рекомендованной литературы» вроде того, который выдают учителя школьникам, и не просто коллекция хороших и любимых книг. Этот перечень – результат исследования, он основан на глубинном опросе, литературном расследовании и анализе упоминаемости текстов в разные эпохи. Так был сформирован список книг, которые должен прочитать каждый, говорящий по-русски. Прочитать, чтобы понимать общество, в котором живёшь, чтобы говорить с окружающими на одном языке: узнавать цитаты, понимать шутки, считывать образы, распознавать модели поведения. Произведения расположены по степени значимости и важности для понимания культурного кода общества. Список подготовлен журналом «Русский репортёр».


Подробности по ссылке: https://readrate.com/rus/ratings/books-everyone-should-read

Лучшие детские книги всех
 времен и народов
Чтобы узнать человека, достаточно спросить, какие у него любимые детские книги. Мы выбрали тридцать лучших. Вы сами можете расставить их по местам.
 СЕРИЯ КНИГ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ. ДЖОАН РОУЛИНГ (1997-2007)
Общий тираж книг о Гарри Поттере составил 400 миллионов экземляров - больше, чем у любой из детских книг в истории. Все 7 частей «поттерианы» - бестселлеры. Они стали самой продаваемой серией в истории, а фильмы по ним - самой кассовой серией фильмов. Издание книг, аудиокниг и экранизаций романов Роулинг вывели её на 620 место в списке самых богатых людей мира. До Поттера Роулинг жила на социальное пособие, после успеха книг стала богаче английской королевы.
МАЛЫШ И КАРЛСОН. АСТРИД ЛИНДГРЕН (1955)

В СССР книга о Малыше и Карлсоне стала популярна благодаря переводу рассказов Линдгрен Лилианной Лунгиной и мульфильмам. «Три повести о Малыше и Карлсоне» вышли у нас в стране в 1967 году. Первый мультфильм уже через год. Карлсон - «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» стал одним из самых популярных героев детей. При этом биография его темна. Так, в книге он утверждал, что его отец - гном, а мать - мумия.
КНИГА ДЖУНГЛЕЙ. РЕДЬЯРД КИПЛИНГ  (1893-1894)
Для большинства людей «Книга джунглей» Редьярда Киплинга ассоциируется только с Маугли, хотя есть в этом сборнике и другие герои, и рассказы «без Маугли». Например, «Рикки-Тикки-Тави». Киплинг был первым и самым молодым британским Нобелевским лауреатом по литературе. Ему её вручили «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». «Книга джунглей» это подтверждает.

 
ОСТРОВ СОКРОВИЩ. РОБЕРТ СТИВЕНСОН (1883)
Несмотря на то, что «Остров сокровищ» - классический приключенческий роман, литературоведы до сих пор не перестают находить в нем подтексты и «второе дно». Так, в 2013 году писатель Виктор Точинов даже выпустил книгу-расследование, посвященную роману Стивенсона. В ней он доказал, что все видимые нестыковки текста романа на самом деле продуманные сюжетные ходы.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1943)
«Маленький принц» был переведен на 180 языков, это самый известный роман Экзюпери, и хотя книга детская, такое определение ей можно дать очень условно. Это тот роман, который можно перечитывать всю жизнь, в каждом возрасте понимая его по-своему. «Маленький принц» уникален ещё и тем, что он традиционно издается с авторскими иллюстрациями.
ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА. АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ (1939)
Хотя изначально Александр Волков при написании своей книги опирался на американский роман Баума «Волшебник страны Оз», «копия» получилась совсем другой. Волков несколько раз переписывал роман и третья его версия отличается от книги Баума очень сильно. Не только герои и сюжет другие, но и эмоционально-смысловая доминанта.
Роман Волкова был переведен на многие языки, в том числе на немецкий и английский, выдержал уже 10 изданий и входит в программу педагогических ВУЗов.
 ВИННИ ПУХ. АЛЕКСАНДР МИЛН (1925)
Плюшевый медведь Винни Кристофера Робина, сына Александра Милна, был назван так в честь медведицы Виннипег из Лондонского зоопарка. Остальные герои «Винни Пуха» также имели своих реальных прототипов. Пятачок был подарком соседей, Иа-Иа без хвоста - подарок родителей Милна, а игрушечных Кенгу и Тигру Милн купил специально для развития сюжета.
В СССР Винни-Пух стал одним из любимых героев детей 1960-1970 годов, благодаря переводу Бориса Заходера и выходу популярного мультфильма.

МУМИ-СЕРИЯ ТУВЕ ЯНССОН (1938-1981)
Муми-тролли - сказочные существа, придуманные шведской писательницей Туве Янссон. Она сама рисовала своих героев, они белые, округлые и напоминают бегемотов. А ещё они очень милые и добрые. Муми-мир - идеальное пространство добра и гостеприимства, здесь всех накормят и спать уложат. Даже главный отрицательный персонаж книг - Морра, со временем перестает быть инфернальной сущностью и становится ближе к муми-троллям. Оказывается, что она совсем не злая, а просто страдает от одиночества и неумения выражать свои чувства.
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ (1936)
Наш Буратино - это совсем не итальянский Пиннокио. Изначально Алексей Толстой начинал «Буратино» как простой перевод романа Коллоди, но это ему показалось унылым и скучным. С благословения Маршака он стал писать свою версию сказки. Так «Буратино» стал самостоятельным произведением. До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза, общий тираж превысил 14,5 миллионов экземпляров, была переведена на 47 языков.
В образе Буратино современники узнавали Максима Горького, в образе Мальвины его гражданскую жену Марию Андрееву, в образе Карабаса - Мейерхольда, в образе папы Карло - Станиславского, а в Пьеро - пародию на Блока. В сказке есть палиндром Афанасия Фета («А роза упала на лапу Азора»), отсылки к Библии и Фонвизину.
ХРОНИКИ НАРНИИ. КЛАЙВ ЛЬЮИС (1950-1956)
«Хроники Нарнии» - серия детских книг, написанная Коайвом Льюисом. Несмотря на то, что эти произведения рассчитаны в первую очередь на детей, в них полно аллюзий на христианские тексты, на римкую и греческую мифологию и на ирландские и британские сказки.
«Хроники Нарнии» суперпопулярны. К 2006 году было продано более 100 миллионов экземпляров книг на 41 языке, есть теле- и киноэкранизации, радиопостановки, театральные постановки, компьютерные игры.
Финальная книга серии «Последняя Битва» была удостоена «Carnegie Award», высшей награды в жанре детской литературы.
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. СЕТОН-ТОМПСОН
Если вы хотите почитать ми-ми-ми истории о няшных животных, то Сетона Томпсона вам открывать точно не стоит. Его рассказы пронзительны и трогательны, возможно, вы не раз всплакнете за чтением. Зато вы испытаете что-то вроде катарсиса и пересмотрите свое отношение к животным, жизнь которых далеко не так безоблачна.
Махатма Ганди писал: «Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным». Детям стоит читать Томпсона, чтобы вера в этот прогресс не пропадала.
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. НИКОЛАЙ КУН (1922)
Представление о мифологическом мире Древней Греции сложились у большинства людей благодаря первой книге Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Этот труд серьезного ученого выдержал множество переизданий и его можно смело отнести к нестареющей классике. Кун пишет ярко, образно, но при этом достоверно и научно. Книга обязательна для прочтения.
ДВА КАПИТАНА. ВЕНИАМИН КАВЕРИН (1940)
«Два капитана» - культовое произведение для нескольких поколений советских детей. Его девиз, взятый Кавериным из стихотворения лорда Теннисона «Улисс» - «Бороться и искать, найти и не сдаваться» был воспринят как указание к действию.
Роман выдержал больше сотни переизданий, был переведен на многие языки. За него Каверин был награждён Сталинской премией второй степени. Несмотря на то, что роман был написан в стилистике соцреализма во время расцвета культа личности, имя Сталина в нём упоминается лишь один раз.
ПЕППИ ДЛИННЫЙЧУЛОК. АСТРИД ЛИНДГРЕН (1945-1950)
У Пеппи-Длинныйчулок есть собственный дом, сундук золота, суперсила, безграничная фантазия и неистребимая тяга к озорству. Она уверена, что взрослеть не нужно, и никто не может заставить её это сделать. Она ходит на руках, побеждает силача, носит на руках лошадь. Позитивистски-настроенные взрослые пытаются её угомонить, но ничего у них не выходит.


ПИТЕР ПЭН В КЕНСИНГТОНСКИХ САДАХ. ДЖЕЙМС БАРРИ (1940)

Ещё один вечный ребенок - Питер Пэн. Он сбежал из дома и живет в Нетладии, у него есть собственная фея Динь-Динь, а противостоит ему злой Капитан Крюк. Питер Пэн стал одним из самых популярных персонажей детской литературы. Автор книги, Джеймс Барри, все права на издание книги завещал детской больнице. С условием, что суммы никогда не будут оглашены.
 АЙВЕНГО. ВАЛЬТЕР СКОТТ (1819)
«Айвенго» - один из первых исторических романов, признанный уже в XIX веке классикой приключенческой литературы. Сразу после публикации он стал бестселлером: первый тираж в 10 000 копий разошелся меньше, чем за две недели. Успех «Айвенго» вызвал повышенный интерес к Средним векам и к их романтизации.

ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ. АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ (1927)
Произведение Беляева, ставшее классикой мировой литературы, было написано по мотивам романа анонимного автора «Человек-рыба», однако в отличие от этого романа, в котором герой старается подчинить мир мировому еврейству, произведение Беляева имеет гуманистическое звучание.
Первыми экранизировать «Человека-амфибию» хотели американцы ещё в 1940-х годах, но не решились из-за сложности съемок. Наша экранизация 1962 года стала первой.

СЕРИЯ КНИГ О НЕЗНАЙКЕ. НИКОЛАЙ НОСОВ (1953-1965)
Незнайку придумал канадский художник Палмер Кокс, русский текст к картинкам его комикса написала писательница Анна Хвольсон (она же ввела в русскую культуру Мурзилку). Хвольсон - автор книги «Царство малюток», среди героев которой есть и Незнайка.
Однако любимым героем его сделал Николай Носов, написавший целую серию книг про коротышек. Отправил их даже на Луну. По мотивам книг Носова снимали фильмы и мультики, но все равно, как говорится, «книга лучше».

 ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС. ЛЬЮИС КЭРОЛЛ  (1865)
В этом году знаменитому роману Льюиса Кэррола исполнилось 150 лет. «Алиса» - гениальный роман, написанный математиком. Хотя книга считается детской и писал её Кэролл для девочки Алисы Лиделл,  роман не так прост: в нем есть множество математических, лингвистических и философских шуток и аллюзий. Структура и стиль повествования романа оказали заметное влияние на искусство, особенно на жанр фэнтези.
СКАЗКИ АНДЕРСЕНА
Ханс Кристиан Андерсен был самым издаваемым в СССР зарубежным писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 515 изданий составил 97,119 млн экземпляров. Сам сказочник настаивал на том, что он пишет сказки не только для детей, но и для взрослых, поэтому на его памятнике, на котором изначально его окружали дети, нет ни одного ребенка.
Сказки Андерсона действительно не назовешь сугубо детскими, они не веселые и радостные, скорее философские, поучительные, а иногда и печальные.

СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ
Уинстон Хью Оден назвал «Сказки братьев Гримм» одним из столпов западной культуры. Это действительно так. Работа братьев по сбору сказок повлияла на фольклористов и литераторов во всем мире. На русский язык сказаки Гримм первым перевел Василий Жуковский, но Пропп отмечал, что сюжеты из сказок Гримм имели устное хожденеие в деревнях. Повлияли сказки братьев Гримм и на Пушкина, в трех сказках он обыгрывает их сюжеты.
СКАЗКИ ПУШКИНА

 
На сказках Пушкина мы все выросли. Это бесценный памятник литературы, эталонно выдержанный по форме. Пушкин был хорошим и внимательным фольклористом. Он брал сюжеты не только из русских источников, но и из уже упомянутых сказок братьев Гримм, анализ некоторых сказок также говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе «Сказки о царе Салтане» - сказка «Чудесные дети» из вепсской традиции.
 БЕЛЫЙ КЛЫК. ДЖЕК ЛОНДОН (1906)
«Белый клык» - гениальный роман Джека Лондона. Главный герой в нем - волк, и часть романа описана его глазами, а также глазами других животных. Роман многократно экранизировали, в том числе и в СССР.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА МАРК ТВЕН (1876)
Изначально Марк Твен планировал свое произведение как роман для взрослых, но он так полюбился детям, что стал классикой мировой детской литературы.
Приключения Тома Сойера понравились читателям, и Марк Твен написал «Приключения Гекльбери Финна».  Эрнест Хемингуэй считал, что вся современная американская литература вышла из этого романа.
РОБИНЗОН КРУЗО. ДАНИЭЛЬ ДЕФО (1719)
«Робинзон Крузо» считается первым классическим английским романом. Его выход стал настоящей сенсацией и породил множество подражаний. Только в Германии за сорок лет, последовавших за публикацией первой книги о Робинзоне, было издано не менее сорока «робинзонад».
К сожалению, вторая и третья часть в России практически неизвестны, хотя во второй части Дефо отправляет своего героя не куда-нибудь, а в русскую Сибирь.
ВОКРУГ СВЕТА ЗА 80 ДНЕЙ. ЖЮЛЬ ВЕРН (1872)
«Вокруг света за 80 дней» - один из самых популярных романов Жюля Верна. Он стал бестселлером ещё при жизни автора и до сих пор является основой для создания многочисленных экранизаций. Образ Филеаса Фогга, главного героя романа, сделался воплощением английской невозмутимости и упорства в достижении цели.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Тут, как говорится, даже без комментариев. Русские народные сказки - до сих пор не до конца изученный пласт культуры, настоящая сокровищница. Владимир Пропп, «блистательный исследователь русской сказки» считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности».
Детская литература XXI века:
 8 авторов, с книгами которых стоит познакомить современных детей

Бытует мнение о том, что детская литература переживает далеко сегодня не самые лучшие свои времена. Для детей писать сложно. Книга должна быть написана просто и увлекательно, пробуждая интерес юного читателя буквально с первых строк. Тем не менее, сегодня есть немало детских книг, которые не оставят равнодушными не только детей, но и их родителей. Сказки, повести или фантастические рассказы детских писателей вполне достойны того, чтобы занять почётное место на книжной полке.
Анастасия Орлова – довольно молодой детский автор, но в её библиографии уже немало книг, полюбившихся детям. Поначалу она писала только стихи для своих малышей, после стала собирать их в книги. Стихи её легко заучиваются детьми, а прозаическая книга «Это грузовик, а это прицеп» стала любимой сказкой для многих малышей. Рассказ может кому-то показаться примитивным, но дети воспринимают его с первого слога. При этом для малышей в книге дозированно подается обучающий материал в увлекательной форме.


Русе Лагеркранц

 Шведская писательница, лауреат Августовской премии, специализируется, в основном, на детской литературе. К сожалению, на русский язык переведены всего несколько её книг, однако они и заслуживают самого пристального внимания читателя. «Моя счастливая жизнь» и «Моё сердце прыгает и смеётся» – это две истории о первокласснице Дюнне и её узнавании мира. Она ведёт тетрадку, в которую записывает все счастливые события своей жизни и с удивлением узнаёт о том, что каждый день можно прожить не только легко и радостно, но и огорчиться из-за пустяка или чего-то очень серьёзного.




Андрей Усачёв
 Андрей Усачёв пишет стихи и фантастические истории для детей, а ещё – песни и сценарии к мультфильмам. Книгу «Волшебное дерево» издатели прозвали сборником засыпательных историй, а дети любят читать их на ночь. На самом деле короткие фантастические сказки не только увлекают, но и учат различать добро и зло, хорошее и плохое. А ещё малыши очень любят истории про собачку Соню, в которых правилам хорошего тона учат далеко не только собаку.


Анна Никольская
 Анна Никольская давно стала любимицей юных читателей, а её творчество получило широкое признание. Её произведения сравнивают с лучшими образцами детской литературы, а книгу «Чемодановна» по слогу, увлекательности и полезности вполне можно поставить в один ряд с детской классикой от Астрид Линдгрен и Памелы Трэверс. Не зря на счету писательницы множество престижных литературных наград, в том числе победа в II Международном конкурсе имени Сергея Михалкова.

Лижиа Бужунга
 Бразильская писательница завоевала мировое признание благодаря своим книгам для детей. Её вполне можно назвать современным сказочником, ведь её произведения написаны в лучших традициях литературной сказки. Не зря она является обладательницей премий Ганса Андерсена и Астрид Линдгрен. «Желтая сумка» – это стильная современная сказка о волшебстве и мечтах, детских желаниях и вере в чудеса.
Дарья Корж
 Сказка «Тайна Шоколдуньи», написанная Дарьей Корж, неизменно вызывает восторг взрослых и детей. Увлекательнейшая история о феях и волшебстве, удивительных загадках магазина шоколада и его хозяйки непременно понравится детям старше 6 лет. А ещё её можно читать вслух для всей семьи, получая удовольствие от сквозящей доброты и детской непосредственности.

Наталия Соломко
 Автор начала писать с детства, а после окончания школы твердо решила стать писателем, поступила в литературный институт. В библиографии Натальи Соломко есть книги для детей разного возраста, по её произведениям поставлено два телеспектакля и один короткометражный фильм, ещё в 1980-е годы. В 2016 году вышла книга страшных историй «Чёрная рука из второго подъезда» для детей от 12 лет. В ней воссоздается та самая таинственная атмосфера, когда под покровом темноты рассказываются жуткие и одновременно весёлые страшилки. Как и все произведения Натальи Соломко, в каждой истории присутствует легкий юмор и изящный психологизм.

Джоан Робинсон
 В библиографии английской детской писательницы немало достойных произведений, а её первое произведение для подростков «Когда здесь была Марни» заслуживает особого внимания. Повесть написана ещё в 1967 году, но она удивительно актуальна и сегодня. Подростки смогут найти в ней ответы на многие свои вопросы, а взрослые смогут после прочтения понять причины подростковых переживаний и проблем. В книге действительно прекрасно всё: глубина образов, удивительные описания природы, стиль написания. Не зря это произведение рекомендовано режиссёром Хаяо Миядзаки к обязательному прочтению.
Одно из лучших детских произведений, сказка «Конёк-Горбунок», была написана Пётром Ершовым в 18 лет. Гениальность этой сказки не перестаёт удивлять читателей и литературоведов. А вот любители мистики и скрытых смыслов находят в «Коньке-Горбунке» немало зашифрованной информации. Они считают, что таким образом автор хотел передать потомкам некие тайные знания.


 КАК ЗАРОДИТЬ ТРАДИЦИЮ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-летие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий "золотой" подарок.

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
У вашего ребенка много друзей, он занимается спортом, интересуется компьютером, но вы сомневаетесь, достаточно ли этого для личностного развития и духовного роста ребенка.
Книга – верный помощник родителей в воспитании духовности у детей. Классики русской литературы оставили нашему поколению богатое наследие, на основе которого может строиться нравственное воспитание в семье.
Секрет влияния художественной литературы на формирования личности ребенка состоит в том, что законы нравственности не преподносятся в готовом виде. Главный инструмент писателя – художественный образ, а не назидание. Используя художественные образы, он предоставляет человеку самому сформировать отношение к описываемым в произведении событиям, сделать выводы, извлечь урок.
«Любое произведение искусства, - писал известный отечественный психолог Б.М.Теплов,- тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция»

ВОСПИТАНИЕ КНИГОЙ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
В первые несколько лет жизни человека закладываются основы для его духовного роста. На этом этапе родители полностью отвечают за ребенка и должны дать ему представление о красоте, нравственности добре и зле.
В этой сложной задаче родителям может помочь детская литература. Приобщите ребенка к чтению, и оно станет для ребенка источником информации о мире, а для вас – способом воспитания.
«В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них.» - пишет в своей статье «Воспитание чтением: как это происходит?» И. И. Тихомирова, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

ВОСПИТАНИЕ КНИГОЙ ПОДРОСТКА
В подростковом возрасте родителям очень трудно найти с ребенком общий язык и оказать на него влияние. Бунтарский характер подростка не подвластен назиданиям и требованиям. И опять на помощь приходит художественная литература.
Подросток – уже достаточно сформировавшаяся личность, с собственным, пусть и небольшим, жизненным опытом. Он уже способен сопоставлять себя с героем литературного произведения.
«Чтение формирует шкалу ценностей, помогает читателю идентифицировать себя с определенной личностью или группой людей, создает установку на определенный тип человеческих отношений. Благодаря нелогическим элементам, присущим искусству, литература способна внешние по отношению читателя социальные нормы, превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце, действовать как безусловный императив» .
Родители, сформировав дома библиотеку из книг определенной направленности, и ненавязчиво предлагая ему то или иное произведение, способны привить ребенку вкус к настоящей литературе и помочь ему выстроить собственную систему ценностей, не вступающую в противоречие с нормами морали.

ВОСПИТАНИЕ ЧТЕНИЕМ
«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский.
Чтение лежит в основе духовного воспитания личности, и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению.
В статье «Воспитание чтением: как это происходит?» Ирины Ивановны Тихомировой, кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств приведены выдержки из книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» ученого В.А. Левидова. Их можно использовать как руководство для родителей применительно к детскому чтению

  • Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.
    Если книга слишком сложна для понимания в определенном возрасте, юный читатель следит за развитием сюжета, выхватывает только то, что лежит на поверхности, упуская из виду сложную психологическую сторону описываемых событий и характеров. Он не может осознать прочитанного, в результате художественное произведение остается непонятым.
  • В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскройте воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумайте, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.
    Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.
  • Предложите ребенку изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни. С помощью вопросов побудите его высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на судьбах других людей.
    Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.
  • Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, с тем, чтобы ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Начинать такого рода работу можно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.
  • Обратите внимание на то, что и как читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника не превратилась во врага. Сформировать у ребенка иммунитет к низкопробным книгам, авторы которых ставят под сомнение ценность традиционных святынь – труда, семьи, любви к Родине – задача не только учителей, но и родителей.
ЧИТАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Летние каникулы – заслуженный отдых для ребенка после года старательной учебы в школе. Но за лето у детей очень сильно ослабевают навыки чтения. Исследования показывают, что многие первоклассники за летние месяцы утрачивают их, тогда как дети, которым удалось привить интерес к чтению расширяют словарный запас. Читая для удовольствия, ребенок равивает скорочтение.
Пытаясь переключить внимание ребенка на книги, помните, что ему необходимо свободное время, чтобы отдохнуть от учебы. Лето – замечательное время для того, чтобы расслабиться и насладиться радостями детства. Вот несколько советов, как сделать чтение одним из любимых занятий для ребенка.
ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Когда идете с ребенком на прогулку в парк или едете отдохнуть на природу, возьмите интересную книжку и читайте ребенку вслух. Дайте ребенку почитать для вас некоторые абзацы, не очень много, чтобы не добиться обратного эффекта, пытаясь развить в нем интерес к книгам. Для ребенка, который только учится читать, подойдет чтение по слогам.
ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР
Держите дома побольше интересных книг и научно-познавательных журналов. Не проводите все время перед телевизором, больше читайте, и тогда ребенок, возможно, захочет последовать вашему примеру.
ПРЕДОСТАВЬТЕ СВОБОДУ ВЫБОРА
Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить её с ребенком.
СЛУШАЙТЕ АУДИОКНИГИ
Для маленьких непосед, которые никак не хотят сидеть дома за чтением, купите аудиокниги. Слушайте их в машине или перед сном.
НЕ ТРАТИМ ВРЕМЯ ЗРЯ
В течение дня, когда родители заняты повседневными делами, а дети крутятся рядом, можно поиграть в словесные игры (например, названия городов и стран). Это расширит словарный запас ребенка, он узнает значение новых слов и предложений, в которых они используются.
УСТРОЙТЕ ЭКСКУРСИЮ В БИБЛИОТЕКУ
Родители, тем более, если они заканчивают аспирантуру или получают второе высшее образование, могут взять ребенка с собой в настоящую взрослую библиотеку. Его воображение поразят длинные ряды книг. Расскажите ему, что в них содержатся знания о природе, истории, астрономии. Может ребенок заинтересуется и попросит записать его в детскую библиотеку.
ВЫПИСЫВАЙТЕ ЖУРНАЛЫ
Выписывайте для ребенка журналы с большим количеством красивых иллюстраций. Может, увидев в National Geographic, фоторгафию с экзотическим пейзажем, животным, птицей, он захочет прочитать статью.
ПИШИТЕ ПИСЬМА
Если на лето вы уезжаете отдыхать вместе с ребенком, предложите ему на отдыхе написать письмо кому-нибудь из родственников, пусть он вложит в конверт, выбранную им самим открытку или рисунок. Если есть доступ в интернет, напишите вместе с ребенком e-mail. А если вы путешествуете на машине, у вас есть замечательная возможность научить ребенка пользоваться картой. Пусть он покажет вам дорогу!

КНИГА - КУЛЬТУРА СЕМЬИ
Книга - источник знаний, надежный друг и великий доктор детских душ. Семейный проект "Крепкая Семья" представляет несколько советов о том, как приобщить Ваших детей к домашнему чтению.
ПОМОЩНИК В ДОРОГЕ
Чтение книги возможно в любом месте, а в дороге книга становится незаменимым средством развлечения. Чтение книг является прекрасным способом сократить время в дороге на автобусах и самолетах, или в ожидании приема у врача, столика в ресторане.
КНИГА НА ЗАВТРАК
Вы можете читать в слух во время завтрака, это сблизит ваших детей с книгой и привьет любовь к книге на долгие годы. Так же книга является замечательным подарком на "малораспространенные" праздники - день дружбы, день добра и т.д. Такой подход придаст книге очарование праздника и станет для ребенка настоящим другом.
ПОСЕЩЕНИЕ БИБЛИОТЕК
Библиотеки являются центром нашего общества и играют важную роль в жизни семьи. Ежемесячная поездка в библиотеку вместе с ребенком может стать интересным и значимым семейным ритуалом.
БАБУШКИ И ДЕДУШКИ
Бабушки и дедушки могут играть важную роль в привитии детям любовь к книге. Во время встречи с внуками введите в традицию посещение книжного магазина или библиотеки.


10 ПРИЧИН ЧИТАТЬ
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

  1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  3. Детские книги сегодня, так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны Вам за это в течении всей жизни.
  5. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  6. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  7. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
  8. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
  9. Вы создаете удивительные воспоминания, о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
  10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 ВЫБИРАЕМ ДЕТСКУЮ КНИГУ
Чтение книг ребенку вслух очень важный элемент воспитания. Если вы хотите полноценного развития ребенка, традиции семейного чтения необходимо прививать с самых ранних лет и поддерживать на протяжении все жизни. Проект "Крепкая Семья" расскажет о том, как правильно подобрать книгу для вашего ребенка.
ПОМНИТЕ!
Наиболее важная причина читать вашему ребенку заключается в том, чтобы провести время вместе. Счастливой семейной жизни.





Комментариев нет:

Отправить комментарий